Что такое сажевый фильтр и каким образом его отключить?
Своим появлением в начале 2000х годов он обязан новым экологическим требованиям борцов за чистоту окружающей среды.
Как видно на изображениях, сажевый фильтр представляет собой керамическую конструкцию, выполненную в виде тысяч мелких каналов, заканчивающихся заглушками, расположенных в шахматном порядке и соединенных между собой. Частички сажи, содержащиеся в выхлопе дизельного двигателя, попадая в фильтр, задерживаются в этих каналах. Тем самым на выходе из фильтра получаем отработанные газы (далее – «ОГ») без сажи.
Постепенно во время работы двигателя каналы фильтра наполняются, тем самым понижая его пропускную способность и повышая сопротивление выходу из двигателя ОГ.
Далее для продолжительной работы фильтра без замены, производителями был введен алгоритм контроля его наполнения частичками сажи и режим его автоматической очистки (или как это еще называется в технической документации - «регенерация СФ»).
Перед сажевым фильтром был установлен датчик давления или «датчик противодавления ОГ», по величине сигнала которого блок управления дизельным двигателем (ЭБУ) оценивает степень наполнения (засоренности) СФ.
Также на корпусе СФ устанавливается температурный сенсор (датчик температуры ОГ), по сигналу которого ЭБУ контролирует температуру ОГ и, собственно, самого СФ.
В тот момент, когда ЭБУ регистрирует высокое противодавление ОГ, и, следовательно, высокую степень наполнения СФ, запускается режим регенерации (очистки СФ).
Что из себя представляет режим регенерации?
Температура СФ повышаться до 600-700 градусов и при столь высокой температуре скопившиеся частички сажи сгорают и в виде пепла выводятся из СФ потоком ОГ.
Таким образом СФ опустошается, что и контролируется датчиком противодавления ОГ.
Как происходит повышение температуры ОГ?
В фазе выпуска ОГ из цилиндра двигателя впрыскивается дополнительная порция дизельного топлива, которая уже не принимает участия в толкании поршня (часть этого топлива успевает просочиться мимо поршневых колец в поддон двигателя, но об этом позже), а идет на разогрев СФ, именно так и достигается высокая температура ОГ
Данный процесс регенерации происходит практически незаметно для водителя, полностью в автоматическом режиме, но для запуска самого процесса необходимо, чтобы обороты двигателя были значительно выше холостого хода и нагрузка на двигатель соответствовала большому объему ОГ, достаточному для качественной продувки СФ от пепла.
Владельцы авто с сажевым фильтром, живущие в мегаполисах, с их постоянными дорожными заторами довольно-таки редко могут предоставить своему авто такие условия. В следствие этого регенерация может запускаться значительно реже, чем это необходимо. Так же следует учесть, что ни в коем случае не стоит прерывать процесс регенерации глуша двигатель.
В идеале необходимо продолжать движение с постоянной нагрузкой на двигатель или в крайнем случае оставить двигатель работать на холостом ходу (обороты при этом могут быть несколько выше чем обычно).
Конечно, это не очень удобно, особенно если Вы приехали на работу и уже поджимает время, а машинка не хочет Вас отпускать…
Прерванные регенерации приводят к ускоренному переполнению СФ, когда он уже забивается на столько, что процесс регенерации не в состояние полностью очистить СФ.
В этом случае регенерации уже будут запускаться намного чаще и проходить более заметно с большим выбросом густого серого дыма (хочу напомнить, что при каждой регенерации в моторное масло попадает небольшое количество дизельного топлива, некоторые владельцы автомобилей с СФ с удивлением замечали повышение уровня масла в двигателе, зачастую не понимая, как это происходит и от чего).
Теперь хотим рассказать о последствиях сильно забитого СФ:
Самое заметное – это снижение мощности двигателя и повышение расхода топлива.
Редко, но все же встречается – склонность двигателя к перегреву в жаркую погоду, что, собственно, для дизельного двигателя не свойственно, но имеет место быть из-за понижения КПД двигателя.
Ну и самое неприятное и в тоже время практически на первый взгляд незаметное – это понижение ресурса двигателя, ведь масло, сильно разбавленное дизельным топливом, теряет свои свойства, а это, в свою очередь, ведет к ускоренному износу двигателя.
Не случайно производители авто рекомендуют к использованию моторные масла, имеющие допуск к работе в моторах оборудованных СФ.
Какие же пути решения данной проблемы?
Их два: отключить сажевый фильтр или проводить его регенерацию при каждом прохождении технического обслуживания. Теперь подробнее:
Вариант 1:
Каждый раз при прохождении очередного технического обслуживания автомобиля заказывать проведение контроля состояния СФ и при его значительном заполнение проводить на СТО принудительную регенерацию СФ, которая будет запущена с диагностического оборудования (к сожалению не каждое СТО может предоставить такую услугу). В случае, если и после проведения принудительной регенерации заполнение СФ окажется высоким, данный СФ необходимо заменить на новый оригинальный (что крайне не бюджетно).
Вариант 2:
Физически отключить сажевый фильтр и его компоненты из выхлопной системы автомобиля. Затем обязательно программно отключить сажевый фильтр в ЭБУ двигателя (по-другому – «чип-тюнинг»).
Многие задаются вопросом, что же произойдет, если отключить сажевый фильтр из выхлопной системы и нечего не менять в программе ЭБУ? Как упоминалось выше, состояние наполнения контролируется ЭБУ по сигналу датчика противодавления и если в течение продолжительного времени ЭБУ не зафиксирует плавного повышения наполнения СФ, то посчитает, что сам датчик противодавления неисправен, выставит по этому датчику ошибку и перейдет на аварийный режим работы двигателя с ограничением мощности двигателя и его максимальных оборотов, что собственно отразится на динамике авто и комфортности управления.
Copyright ©2000 - 2014, АвтоСервис